ЭКСПЕДИЦИЯ из Государственного гидрологического института на реке Обь в 1971 году
Прокачёва В.Г.
С этой экспедицией мне повезло больше. На Оби в ту пору уже вовсю шел штурм разведанных месторождений Западносибирской нефти.
И Гидрологический институт не отставал в изучении этого заболоченного региона. Работала здесь Западносибирская экспедиция ГГИ. Базировалась в Тюмени, имела полевые отряды в нескольких районах, в том числе на озере Самотлор. Но геологоразведки ещё продолжались, и подобрались к пойме Оби. А ширина поймы в этом районе 20 - 40 километров. К тому же интенсивно осваивались необжитые земли. Возникали поселки и города (Нижневартовск, Нефтеюганск, Мегион, Стрежевой и др.). Коммуникации (дороги, ЛЭП, нефтепроводы) тянули не только на болотах коренного берега, но и при переходах через реки, на пойменных затапливаемых землях. Надо было контролировать на пойменных участках устойчивость фундаментов и опор, мостов и насыпей, построенных авто и железных дорог, оценивать состояние буровых вышек и вахтовых поселков при пойменных разливах.
Дистанционные наблюдения с воздуха пригодились для такой цели. Аэрогидрометрическая экспедиция ГГИ уже три года эпизодически посылала сюда мобильные отряды: 1968 год (апрель - май), 1969 год (май - август), 1970 год (июнь). Руководил этими отрядами Владимир Федотович Усачев, ст. инженер-гидролог. И теперь предстояла очередная экспедиция в этот актуальный район с конкретными исследовательскими и хозяйственно-экономическими целями. Проект исследований и съемок, исходя из запросов заинтересованных организаций («Гипротюменьнефтегаз», «Энергосетьпроект», «Ленгипроводхоз» и др.), подготовил аспирант Усачев В.Ф. Он же взялся за выполнение всех полевых аэросъемочных работ. И это хорошо, когда всё находится в одних руках деятельного неглупого человека. Затопленная пойма Оби
Полевые аэросъемочные работы в среднем течении реки Обь на участке Сытомино – Александровское (общим протяжением около 500 км) надо было провести на волне половодья при разных стадиях затопления пойменных земель. По прогнозу высший уровень воды на этом участке ожидался в конце июня - начале июля 1971г. Экспедиционный отряд ГГИ прибыл в Тюмень к 6 мая. Он состоял из трех человек: руководитель В.Ф. Усачев, инженер-гидролог В.Г. Прокачева, мастер В. Севастьянов. Самолет АН-2 предварительно арендован в Новосибирском авиаотряде. Это был съемочный вариант с двумя люками (один для аэрофотоаппарата, второй для сбрасывателя поплавков) и боковым обзором (через блистер). Опытный экипаж не сменялся в продолжение всех работ. Состоял из трех человек: командир корабля (1-й пилот) Плотников Альфред Анисимович, 2-й пилот Санков Николай Павлович, техник Симанкович Геннадий Климентьевич. Самолет базировался в старом аэропорту г. Сургут.
Необходимое для выполнения съемочных (аэрофотоаппарат, ураниновые поплавки, сбрасыватель, аэропленка, кассеты) и наземных работ (РПП - ручной проявительный прибор, химреактивы, переносный сейф) оборудование и материалы были заблаговременно завезены в Тюменскую гидрометобсерваторию (ГМО), откуда они доставлялись в Сургут по мере надобности. В самолете был постоянно установлен аэрофотоаппарат (АФА-41), с командником и сменными кассетами аэропленки (18х18 см., длиной 30, 60 м). Над другим люком было укреплено специальное устройство для сбрасывания поплавков.
Руководитель (исполнитель и штурман) аэросъемочных работ в половодье 1971 года на реке Обь – Усачёв Владимир Федотович.
В каждый летный день съемочные работы были разнообразны. Самолет вылетал в заданный руководителем район, где по фактической обстановке выполнялись авианаблюдения и съемки соответствующих объектов на пойме, в протоках, руслах рек и озерах. Задачи были предопределены программой исследований – осветить съемками стадии последовательного затопления поймы на заданной площади или вдоль маршрутов (ЛЭП, дороги, нефтепроводы), обеспечить измерение поверхностных скоростей течения в руслах, в пойменных протоках и на обширных участках затопленной поймы. В районе Стрежевого заказчик («Ленэнергосетьпроект») намеревался выбрать наиболее выгодный и безопасный из трех (Готовецкий, Колтогорский и Средний) вариант перехода ЛЭП-500 через пойму Оби. Здесь выполнялись многократные съемки и измерения скоростей при разных уровнях воды. Патрульный просмотр с самолета обнаруживал иногда опасные места размыва дамб и насыпей, подмыва опор ЛЭП, нарушения мостовых переправ, затопленных буровых на пойме.
Такие участки освещались незапланированными съемками.
Технология выполнения съемок базировалась на приобретенном (здесь, на Оби) в прежние годы опыте и разработанной в ГГИ методике аэрогидрометрических исследований. Каждый в самолете знал свои функции. В. Усачев садился (или стоял) в кабине самолета между пилотами и указывал объект съемки. Он оказался неплохим штурманом, и в нужный момент подавал сигналы (через командник) на съемку или сброс поплавков. На смайлике – схема «командник» Я сидела между аэрофотоаппаратом и сбрасывателем поплавков. По этим сигналам либо сбрасывала поплавки, либо включала АФА. Все процедуры, время их выполнения, аэровизуальные данные и условия съемки заносила в Лётный дневник. Это и есть основной документ. Он содержит много фактической информации: цифровые данные о съемках, схемы залетов и расчетные таблицы, аэровизуальные заметки, погодные условия и особенности съемок, время вылета и посадки самолета.
Представленный в таблице дневник повседневных записей представляет скупую выжимку из Летного дневника.
Методики выполнения аэровизуальных (АВ) и аэрогидрометрических (АГМ) работ сейчас общеизвестны. Напомню об аэрогидрометрии. Применяли лишь простейшие из этих средств (поплавки обычные: одноразовое покрытие ураниновой пастой – уранин это не путайте с ураном - или усиленные многоразовое покрытие). Сбрасывали их на бреющем полете с высоты - 20-200 м (в зависимости от ширины потока). После этого самолет быстро поднимался для аэрофотосъемки на нужную высоту и выполнял несколько повторных серий снимков через определенный интервал времени, чтобы зафиксировать трассу перемещения поплавков для расчета скорости водного потока.
Изматывающая работа при большом количестве измерений и перемен высоты. Но дело стоило того. Тогда мы не страдали от перепадов давления, но даже получали удовольствие от выполненной с напряжением работы. Площадные аэрофотосъемки (АФС) выполнялись по традиционным методикам. Главное было обеспечить необходимое перекрытие снимков по маршруту и между смежными маршрутами. Здесь многое зависело от штурмана, опытности экипажа и погодных условий. Наземные работы были невелики по объему, выполнялись в нелетную погоду и в случае отсутствия самолета. Дважды они летали в свой авиаотряд на «форму» - плановое техобслуживание борта. За это время удавалось проявить отснятые аэрофильмы. Были проблемы сушки проявленных пленок в нестационарных условиях, при отсутствии просторных помещений и сушильного аппарата. Приходилось просто развешивать эти длинные влажные пленки (30, 60 метров) на веревках (в кухне старого деревенского дома и даже в тесной каюте какого-нибудь дебаркадера), где мы в то же время и ночевали. Запомнились некоторые особенности лётносъмочных работ. Заметное групповое утомление после длительных полетов. Иногда продолжительность дневного налета превышала санитарные нормы для летного экипажа. Нерегулярность столовского питания, далеко не всегда поспевали к обеду и ужину. Больших происшествий в полетах не случилось. Экипаж был нерисковый, опытный. Удалось избежать на этот раз столкновений с высокими деревьями при сбросах поплавков на бреющем полете. Случались непредсказанные грозы
Загрузка ураниновых поплавков в самолет Ан-2 вдали от аэродрома. Успешно обходили их стороной, болтанку переносили стойко. Молнии с самолета выглядят не так эффектно, как на земле, но так же неожиданно где вспыхивают. Раскаты грома практически не слышны. Связь с наземными службами помогала находить запасные аэродромы для посадки, но всегда оставалась неопределенность – хватит ли горючего дотянуть до посадки.
Вынужденная посадка 20 июня – это было самое большое чрезвычайное происшествие в том сезоне. Вот как это произошло. Выполняли авиаизмерения скоростей течения в русле у города Камень-на - Оби для работающей там экспедиции «Ленгипроводхоза». Вдруг что-то случилось в электропитании на щитке в кабине самолета. Безвольно повисли закрылки. Посадка без них затруднена, аэродрома вблизи нет. На борту экипаж и три человека (В. Усачев, В. Прокачева, Л.Сидоркина, инженер «Гипроводхоза»). Командир принял решение посадить самолет без действующих закрылков. Выбрал ровное поле. Мы приготовились к худшему. Дневники, фильмы, документы – в походный сейф. Люки закрыли, оборудование закрепили. Сами напряглись и наметили, за что и как держаться. Паники не было. Приземление прошло спокойно, только долго-долго катились в чистом поле. На земле борттехник нашел и устранил неполадки. После этого благополучно взлетели, завершили аэрогидрометрию в русле Оби, и полетели в свой авиаотряд в Новосибирске. Трудно сказать, чем бы это закончилось, если бы приключилось не в засушливом районе Новосибирской области, а среди безбрежных болот нефтяного приобья. Благоприятствовало нам Провидение и на этот раз.
Итак, результаты, выводы по итогам этой экспедиции. Общее впечатление очень благоприятное, с благодарностью к руководителю за хорошую организацию работ. Половодье (на подъеме до максимума) хорошо освещено съемками и аэрогидрометрией в период от 10 мая до 30 июня 1971 года. Суммарный налет составил более 186 часов, в среднем 6 часов за лётный день. Материалы аэросъемок своевременно проявлены и обработаны. Впереди – камеральная обработка аэрофотосъемок. Результаты обработки и анализа полученных съемок переданы заказчикам для принятия конкретных решений.
Последующие события подтвердили, что В.Ф. Усачев, как настоящий исследователь, творчески переварил эту массу полученной информации. Своими руками и собственной головой подготовил он кандидатскую диссертацию, успешно защитил ее в 1974 году.