Экспертная оценка Заведующего Отделом прогнозирования гидрологических процессов и экспериментальных исследований о реках в верхней части бассейна р.Дон
Экспертная оценка Заведующего Отделом прогнозирования гидрологических процессов и экспериментальных исследований - Маркова Михаила Леонидовича о реках в верхней части бассейна р.Дон по результатам меженной экспедиции института.
Немного для меня новых впечатлений о реках в верхней части бассейна р.Дон после почти трёхнедельного близкого с ними знакомства в период проведения хорошо организованной ГГИ масштабной гидрометрической съемки (до Цимлянского водохранилища).
1) Реки активно зарастают. Этот процесс проявляется во многих сельскохозяйственных регионах. Активная химизация полей в 60-70 годы улучшила и продуктивность донных отложений. Даже в ЛО Оредеж, Ижора заросли и местами водоподводящая система фонтанов Петергофа. Если сравнивать новые и старинные фотографии в ЦЧО в верховьях р.Сосны, Дона и т.д. то это хорошо видно.
2) Созданы искусственные препятствия стоку воды в реках. Сотни мостовых переходов повышают меженный уровень за счет оставленных под ними щебня, камней, ж/б конструкций. Много участков, просто пересыпанных для проезда вброд сельчанами. Местами перепад у водопропускных сооружений составляет 1,5 и более м.
3) Изменен в верховьях баланс между стоком воды и наносами из-за многочисленных прудов. Ниже прудов (да и некоторых водопропускных сооружений) заметна активность вертикальной деформации русел. Местами просто каньоны есть. От этого в русло сползают деревья и кустарники, создавая новые препятствия воде. Замечены и оползни. Вымытый потоком материал выносится вниз, откладывается на участках с меньшим уклоном, зарастает, начинает преобладать плановая деформация русел с многрукавностью, отмелями, островами и т.д.
4) В целом сеть эволюционирует от равновесного продольного профиля к ступенчатому с большими аккумулятивными емкостями в руслах. В межень средние течения русел заполнены под «завязку» до и выше бровок. Процесс, похоже уже прошел точку невозврата и необратим. Во время нашей меженной съемки часто сообщалось по связи о проблемах измерений стока из-за подпоров.
5) Сформировавшиеся в русловой сети емкости могут регулировать сток реки: снижать максимумы половодья и паводков (расчищающих ранее русла рек), повышать расходы воды в межень. Поэтому в расчетных методах при определении максимальных и минимальных расходов воды неизученных рек — необходимо это учитывать (но все постоянно меняется, как это делать?). Так же и в оценках подземного питания рек довесок «регулировки» может завысить естественные ресурсы подземных вод, которых все меньше и меньше (в том числе за счет резкого увеличения их водозабора мощными Агрофирмами, активизации выращивания сельхозкультур в большущих парниковых комплексах).
Печальную картину «умирающих» рек ЦЧО скрашивают довольные околоводные обитатели: бобры, лебеди, цапли, огромное количество домашних гусей и т.д. Да и превращение участков рек в заболоченные территории тоже каким–то животным и растениям нравится.
Вряд ли в происходящем с реками на этой территории большую роль играет изменение климата. Они просто брошены на самостоятельное выживание. А нам, похоже, надо адаптироваться к их постепенному преобразованию в нечто другое, менее романтичное.
«Подсушка» приводораздельных территорий хорошо видна по усыхающим лесополосам. Но очень порадовал вид Докучаевских дубрав. Мощные вековые дубы чувствуют себя на фоне остальных деревьев великолепно. У них хорошо «работает» как верхний, так и ни нижний «насос» (понять бы его механизм), вытягивающий из глубин воду. Предположу, что Докучаевский колодец «выпили» на сухо им же посаженные подросшие дубы.